История отечественной пивной этикетки

Уже многие десятилетия пиво – наиболее востребованный среди широких масс алкогольный напиток. Его производство налажено по всему миру, технологии совершенствуются и, естественно, меняются этикетки. Но как же развивались этикетки на отечественном рынке в ХХ веке? Об этом мы и поговорим в данной статье. История развития пивной этикетки по-настоящему интересная и относительно длительная.

 

Послереволюционный период

Несмотря на то, что производство пива и пивной этикетки началось гораздо раньше, только после революции 1917 года оно было налажено должным образом. Именно это время можно по праву считать рождением советского пивоварения. А точнее 3 февраля 1922 г. В этот день официально был подписан документ «Об акцизе пива, кваса, меда и минеральных вод». Проведем параллель с общей отечественной историей. Двадцатые годы – это период активного введения НЭПа. Разумеется, это не могло не отразится на частном предпринимательстве и на производстве пива в целом. Именно в это время появилось большое количество арендованных пивных заводов. Значительная часть их была национализированными.

На самом деле пиво того времени осталось практически таким же, как и до революции. И все так же значительное влияние на отечественное производство оказывала германская практика. Среди наиболее популярных в кругу широких масс сортов – «Баварское», «Мюнхенское», «Экспорт», «Бок» и другие.

Большое влияние на отечественное производство возымела и английская традиция пивоварения. В начале ХХ века большим спросом пользовался пейл-эль. Востребованными были «Столовое», «Мартовское» и другие. Их популярность была спровоцирована не столько качеством, сколько доступной ценой, что подчас для советского человека того времени было куда важнее.

Самостоятельные российские марки были, однако даже они появились под влиянием Запада. Среди наиболее известных – «Кабинетное», «Черное» и другие.

Что же касается этикетки, то особого разнообразия в то время не было. Все этикетки изготавливались из бумаги, цвета у них в сравнении с современными были менее насыщенными, так как технологии еще не позволяли печатать в полноцвете в современном понимании термина.

Тридцатые годы

В это время продолжается активное развитие пивоварения. Наблюдается существенное расширение торговых марок и их продукции. Однако этикетки при этом существенных изменений не переносят.

Примечательно, что и в это время как таковой графической составляющей у пивной этикетки не было. Она уступала место текстовой информации. Значительную часть площади этикетки занимало название пива, в то время как остальное место отводилось под информацию о производителе и изображение наград, которых удостоен тот или иной напиток. Разбавлялось это все несложной геометрией или узорами. Этим, собственно, графическая составляющая и ограничивалась.

Главные изменения этикеток того времени заключались в основном в смене названий пива. Так как все производство старались максимально национализировать, проевропейские названия быстро исчезают, а им на смену приходит «Жигулевское», «Русское», «Украинское» и другие. Хотя по факту само пиво не изменилось. Эти три и еще пять сортов пива (всего восемь) существовали аж до момента развала СССР. А «Жигулевское» было столь популярным, что выпускается и по сей день. И несмотря на то, что технология производства этого пива уже существенно изменилась, графические элементы этикетки очень похожи с первоисточником. Такая себе дань истории отечественного пивоварения.

После Второй мировой войны

Разумеется, военные действия не могли не отразиться на производстве всех категорий товаров в Советском Союзе. В том числе и на пивной индустрии. Однако уже после завершения боевых действий ситуация потихоньку стабилизируется. Примечательно, что важным этапом в отечественном пивоварении стало освобождение Риги в 44-м году, в честь которого было выпущено пиво «Рижское», что стало очень популярным в то время. Фактически это было то же «Русское», но в новой «упаковке».

Сороковые годы ХХ века – период активного восстановления всех отраслей производства, что сильно пострадали в военный период. Производство этикетки тоже переживает сложные времена. Этот период характеризуется активными продажами пива на разлив, для которого этикетка была не нужна. Среди сортов пива неоспоримым лидером становится «Жигулевское». В некоторых регионах его доля составляла около 90% от общего числа. Что касается бутылочного пива в целом, то лидером в его производстве была Прибалтика. Именно здесь происходило наиболее активное развитие в том числе и пивных этикеток. Но каких-либо серьезных изменений ни в технологии пивоварения, ни в производстве этикеток все еще не было.

Перемены наступают уже с приходом к власти Хрущева. Именно в этот период появляется по-настоящему серьезная конкуренция на рынке. Дело в том, что ГОСТ для пива был отменен, а вместо него установлены более «мягкие» республиканские стандарты, после чего пивоварение стартует с новой силой в куда больших масштабах. И здесь есть две стороны медали. С одной стороны, это спровоцировало появление большого числа недостаточно качественной продукции, но с другой – активная конкуренция стимулировала производителей выделяться на фоне конкурентов. А это огромный плюс для этикеток. Именно тогда производители впервые всерьез задумываются о том, что этикетка – это не только информация, но и отличная реклама. Отныне текстовая информативность и графическая составляющая приравниваются, появляются различные слоганы и призывы к действию на этикетках, совершенствуются технологии производства этикеток. Удивительно, но даже при всем разнообразии появившихся сортов «Жигулевское» все так же занимает лидирующие позиции. Его доля в разных регионах составляет от 30-ти до 50-ти процентов.

 

 

70-90-е годы ХХ века

Этот период характеризуется активным запуском производства новых сортов пива: «Адмиралтейское», «Петровское», «Ячменный колос» и других. И многие из этих сортов существуют по сей день фактически без изменений в производстве. Несмотря на то, что в 85-м году велась активная антиалкогольная кампания, она была в основном направлена на крепкие напитки, а производство пива даже стало происходить активнее.

Уже к началу 90-х производство пивной продукции достигает невообразимых оборотов. И распад Советского Союза в некотором смысле стал позитивным явлением в производстве как пива, так и пивных этикеток, так как привлекается импортное оборудование и технологии. И это не могло не отразиться на качестве этикетки.

Постепенно ближе к современности бумага в производстве этикеток начинает вытесняться пленкой, фольгой и другими более современными материалами. Технологии печати переживают ряд позитивных изменений. Этикетки становятся более яркими, насыщенными, снова берется ориентир на европейскую практику. К тому же, начинается активный импорт пивной продукции из других стран. И чтобы не отставать от иностранных производителей, отечественные делают все возможное, чтобы привлечь покупателей. И во многом именно за счет яркой и информативной этикетки. На сегодняшний день в силу большой конкуренции пивные этикетки буквально пестрят разнообразием. И это нельзя не отметить как позитивную тенденцию.

Ещё о пивных этикетках

Развернуть