Этикетки для пивной революции. Часть 2
История традиционных пивных этикеток
В семнадцатом веке на разливаемых в бутылки изделиях были бумажные этикетки. Ранние флаконы с лекарствами имели этикетку, которая покрывала всю ёмкость, и в начале следующего столетия продавцы патентованных лекарств широко использовали бумажные этикетки. Первое использование этикеток на бутылках с алкоголем, по-видимому, произошло в середине восемнадцатого века. Известно, например, что черно-белая этикетка использовалась для портвейна в 1756 году. Вплоть до 1860-х годов бутылки вина в ящиках продавались в основном представителям высшего и среднего классов и поэтому не имели широкого распространения; всем прочим вино разливалось из бочек. Однако желание воспрепятствовать широкомасштабному потреблению спиртных напитков привело к появлению законодательства, разрешающего любому розничному продавцу продавать вино в отдельных бутылках, и каждая бутылка должна была иметь этикетку.
Эти ярлыки, вероятно, не были в ходу до 1840-х годов. В Англии пиво практически не разливали в бутылки до 1834 года, когда пошлина на стекло была отменена. Раньше у продавца были свои бутылки и на них стояло клеймо, на котором обычно изображался герб или имя, а также дата — чуть ниже горлышка бутылки. После 1834 года бутылки все еще запечатывались вручную. Имя пивовара и описание содержимого были выбиты на горлышке сургучной печати. В связи с расширением торговли был разработан более быстрый метод идентификации: вскоре появились капсулы из металлической фольги, подобные тем, которые до сих пор используются для розлива игристых. Там отображалось имя пивовара и характер содержимого. Однако был недостаток в том, что при грубом обращении с бутылкой такая этикетка вскоре становилась неразборчивой, фольга рвалась.
Рост городов, вызванный в Англии промышленной революцией, позволил пивоварам развить массовое производство их пива, в то время как в сельских районах объёмы домашнего пивоварения снизились. Рост населения в американских городах, в основном за счет иммиграции, также привел к крупномасштабному пивоварению, хотя оно носило преимущественно национальный характер, иммигранты из стран с сильными пивоваренными традициями варили пиво в стиле, популярном на родине. Anheuser-Busch , крупнейшая пивоваренная компания в мире, была основана в Сент-Луисе немецким иммигрантом в 1852 г. и был первым, кто начал продавать пиво по всей территории Соединенных Штатов.
Пиво продается во все более широких масштабах, пивовары признали важность идентификации своей продукции должным образом, и для этого этикетка имела жизненно важное значение. Одним из результатов поселения британцев в Индии стал экспорт светлого эля, специально сваренного для этого климата, получившего соответствующее название «India Pale Ale». Поскольку пиво в бутылках имеет более длительный срок хранения, чем пиво в бочках, разлив в бутылки широко использовался для этого пива, что неизменно рекламируется на самых ранних этикетках. К 1855 году бутылки с этикетками, вероятно, широко использовались в Соединенном Королевстве из-за расширения железных дорог и каналов, что позволило пивоварам расширить свои рынки. Во время Крымской войны их в больших количествах вывозили. (Бутылка с выцветшей этикеткой того периода хранится в музее пивоварни Уильяма Янгера в Эдинбурге.)
В связи с изменением методов укупорки бутылок стал использоваться новый тип этикеток: этикетка-пробка. Поскольку дрожжи в пиве естественным образом накапливают большое количество углекислого газа, пробка обычно закрывалась воском или фольгой и проволокой, чтобы предотвратить силу газа, выталкивающего пробку, особенно в случае экспортных элей. В 1872 году винтовая пробка была запатентована Генри Барреттом из Англии и начала заменять традиционную пробку, хотя те все еще широко использовались в Англии в 1930-х годах, а в Ирландии они просуществовали до 1970 года (Gales of Horndean, Англия, закупорили так бутылки для своего Prize Old Ale. Hardy Ale, когда он был представлен Элдриджем Поупом из Дорчестера, Англия, в 1968 году, появился в аналогичных бутылках.)
В 1892 году кроненпробки (металлические крышки с гофрированным краем, которые прижимаются к краю бутылки и которые можно откинуть с помощью открывалки для бутылок, но нельзя полностью заменить) были изобретены Уильямом Пейнтером., и они ещё больше сократили использование прежних пробок. Когда винтовые пробки стали использоваться повсеместно, вскоре последовали верхние ремни, закрывающие их. В 1901 году в Англии с принятием Закона об алкогольных напитках (запрет на продажу детям) потребовалось, чтобы все бутылки, которые можно было легко открыть, имели такую этикетку на ремешке, а на некоторых ремешках этот Закон даже упоминался. В Англии этикетка-пробка теперь в основном в прошлом из-за более широкого использования кроненпробки. Благодаря небольшому размеру пробки, дизайн этикетки-пробки демонстрирует больше изобретательности и вкуса, чем у более крупной «боковой» этикетки, и это причина, по которой этикетки-пробки могут быть жемчужиной в любой коллекции.
Пожалуй, самым интересным аспектом этикеток-пробок является большое разнообразие надписей. Наиболее распространенным является «Убедитесь, что этот ярлык не разорван». Время от времени надпись меняется: «Эта этикетка должна быть неповрежденной при получении», еще одно небольшое изменение заключается в замене «этикетки» на «капсула» или «печать». В несколько ином ключе звучит восхитительная фраза «Эта этикетка должна быть целой, когда бутылка передается посыльному». Еще одна распространенная надпись на этикетке пробки — «Замените пробку, когда она пуста». Однако некоторые пивовары были более вежливыми, добавив к запросу слово «пожалуйста», в то время как другие были более прямыми, отдавая приказ «плотно закрутите пробку». Пьянице советуют не спешить, с осторожностью выливать: «Не встряхивайте бутылку». Иногда появляется цена на пиво.
На заре бутилированного пива большинство пивоваров Великобритании и Ирландии предоставили разлив по бутылкам отдельным магазинам, барам и оптовикам. Большинство пивоваров открыли свои собственные магазины по розливу в начале двадцатого века, но лондонская компания Whitbread основала свои в 1868 году. На ранних этикетках лондонских пивоварен Barclay, Perkins and Combe & Company и Guinness в Дублине указаны названия разных разливщиков и несколько сортов пива Guinness. этикетки, выпущенные различными разливочными предприятиями, можно увидеть в музее компании на пивоварне St. James’s Gate в Дублине.
Расширение торговли привело к росту конкуренции среди пивоваров, и неизбежно появились подделки. До того, как с 1875 года было введено законодательство, регулирующее товарные знаки, другие компании могли копировать их без того, чтобы опасаться преследования, официальные или подлинные производители не пользовались полной защитой закона. Гиннесс, Уильям Янгер и особенно Басс пострадали от этой практики, и альбом из 1900 подделок до сих пор хранится на пивоварне Басса в Бертон-он-Трент.
Басс c красным треугольником, как показано на этикетке Pale Ale, один из самых известных товарный знаков в мире. Легенда гласит, что верный служащий всю ночь просидел на ступенях офиса регистратора, чтобы убедиться, что красный треугольник стал первой торговой маркой, зарегистрированной в 1890 году в соответствии с Законом о торговых марках; торговая марка Bass Diamond была второй записью. Однако обе марки использовались уже много лет. У лейбла Bass есть еще одна претензия на известность: он изображен на бутылке на знаменитой картине Эдуарда Мане 1882 года «Le Bar aux Folies Bergeres».
Десятилетие 1880-90 гг. ознаменовалось значительным расширением производства пива в бутылках благодаря внедрению оборудования для этой цели. Это подтверждается тем фактом, что около трети всех пивоварен в Соединенном Королевстве датируют свои первые этикетки этим периодом. Из-за частых объединений пивоваренных заводов после Первой мировой войны и потери зарубежных рынков количество и разнообразие используемых этикеток значительно сократилось.
Незадолго до Второй мировой войны, бутылки с отлитым в стекле клеймом появились в Англии. Хотя они были полезны во время нехватки бумаги во время войны, они не пользовались популярностью из-за того, что приходилось тратить время на сортировку в магазине бутылок. Пивовары, которые использовали этот обстрелянный лейбл, включали Bullard’s, Steward & Patteson, Morgan’s of Norwich и Campbell Praed из района Веллинг. Их до сих пор используют для пивоварения в бутылках из аббатства Чимай в Бельгии.
Нехватка бумаги во время Второй мировой войны также означала, что некоторые пивовары, особенно в Соединенном Королевстве, прекратили выпуск этикеток и вместо этого обозначили сорт пива в маленьких бутылках цветом кроненпробки. Другие, такие как Senderby Bryggeri в Дании, McLennan & Urquhart из Шотландии и Truman’s в Англии, уменьшили размер своих этикеток. Одна английская пивоварня — Ind Coope & Allsopp — даже уточнила причину изменения: «Миниатюрный лейбл в условиях войны».
Пивная этикетка сегодня по-прежнему остается средством рекламы. Чтобы продвигать продукт и привлекать внимание покупателей к барной полке, хорошая этикетка должна быть простой и смелой по своему дизайну. При производстве специальных сортов пива обычно используются специальные этикетки, а фольга используется во многих странах. особенно в США и Канаде. Британские лейблы в прошлом были довольно консервативными. В отличие от этикеток из других частей мира, они не являются графическими, а обычно изображают имя пивовара, торговую марку, а также название бренда, хотя введение правил, вводящих обязательное содержание и указание страны происхождения, по мнению некоторых, в определенной степени обесценили дизайн, поскольку дополнительная информация имеет тенденцию загромождать этикетку. Д.Х. Тью в статье под названием «Критическое исследование пивных этикеток», написанной в 1948 году, описал дизайн пивных этикеток как подразделяющийся на две основные категории. Некоторые пивовары, такие как Schous из Норвегии, используют стандартный дизайн и придерживаются его для всех своих продуктов, в то время как другие используют разный дизайн и даже разные формы для каждого бренда.
Многие пивовары продолжили оригинальный дизайн времен своего дедушки, возможно, чтобы успокоить своих клиентов, которым может быть трудно распознать продукт в новой упаковке; другие могут не захотеть меняться из-за традиций, связанных с пивом. Некоторые британские пивовары, в частности Brakspears of Henley Thames и Donnington Brewery, фактически вернулись к старому дизайну после использования этикеток в более современном стиле. А австралийские выпивохи подняли такой шум, когда Carlton & United Breweries удалила Балларата Берти с этикетки Ballarat Bitter в 1972 году, что он был вновь введен в действие в течение двух месяцев. Одним из самых известных британских дизайнов, который мало изменился между 1907 и 1965 годами, была голова буйвола, изображенная на деревенском эле, первоначально сваренном на пивоварне Brandon’s Putney, а затем продолженном Mann, Crossman & Paulin Ltd. и впоследствии Watney Mann.
К 1843 году Басс из Бертон-он-Трент использовали небольшую круглую этикетку с печатью, похожую на восковую печать, и прикрепляли к бутылке в том же положении. С тех пор этикетки росли в размерах и становились более красочными, особенно когда они использовались для экспорта, хотя маленькие круглые этикетки, похожие на этикетки Bass, которые были напечатаны черно-белыми, использовались для Guinness Stout до 1930-х годов.
После окружности была овальная форма, вероятно, наиболее распространенная форма пивной этикетки. Традиционный дизайн овальной этикетки состоит из части, вырезанной посередине в форме «0», с полосой, протянутой (по горизонтали или диагонали) поперек нее. На полосе указано название бренда, а название и адрес пивовара отображаются в верхней и нижней частях этикетки соответственно. Использование прямоугольных этикеток увеличилось в последние годы благодаря внедрению высокоскоростных этикетировочных машин. Прямоугольные этикетки всегда были более распространены в Северной Америке, хотя переход от овальных к прямоугольным в других странах был постепенным и часто осуществлялся путем объединения основной овальной формы с черным прямоугольным фоном.
На протяжении многих лет основные формы этикеток сильно варьировались, из них 15: круглая, овальная, грушевидная, прямоугольная, квадратная, щиток, бочка, треугольная, ромбовидная, восьмиугольная, шестиугольная, параллелограмм, седло, полумесяц и каравай. Эти базовые формы также имеют множество вариаций, и большое разнообразие можно по-настоящему оценить только по иллюстрациям.
Хотя коллекционеры в основном ограничиваются этикетками для бутылок, увлеченный энтузиаст также соберет несколько этикеток для бочек. В основном они имеют круглую форму, простой дизайн и обычно печатаются одним цветом, наиболее распространенным из которых является красный. Однако с появлением алюминиевых бочек и бочонков стало гораздо меньше интересных этикеток для бочек, и вместо них, как правило, используются небольшие самоклеящиеся наклейки безвкусного дизайна, что ограничивает интерес коллекционера или вовсе не вызывает его.