Этикетка на товаре и ее оформление
Вид и содержание этикетки регламентируется законодательными актами, и прежде всего Федеральными законами и ГОСТами, за их выполнением следят надзорные органы. Обязательная информация в оформлении наклеек, различается, в зависимости от группы, к которой принадлежит продукт. Свои требования к этикетке товаров для детей, лекарственных средств, пищевых продуктов, ещё у многих категорий непродовольственной продукции.
Но, согласно требованию к оформлению этикеток, в обязательную информацию должны входить:
- наиболее важные свойства продукта;
- срок годности, указывается, если такая информация установлена. Вместе с ним указывается гарантийный срок;
- дату производства;
- правила использования с упором на безопасность;
- подробные сведения о производителе и продавце, с подробным указанием на этикетке товара как их можно найти;
- контакты инстанции, которая должна принимать претензии о работе продавца и о качестве самого товара.
Федеральный Закон «ОЗПП» основной норматив, контролирующий оформление этикетки и информацию на потребительской упаковке. Он подробно описывает схему взаимодействия изготовителя, поставщика, продавца и покупателя как для российских, так и для импортных товаров.
Работают и другие нормативные базы, например ФЗ №29 регламентирует качество продуктов и их безопасность. Последняя реакция ФЗ №242, принятая 18.07.2011.
Товарные этикетки и ГОСТ
Оформление наклеек на тех или иных товарах регламентируется ГОСТ Р ИСО/МЭК, в котором прописаны правила расположения данных на потребительской упаковке со штрихкодами.
ФЗ №184 описывает маркировку пищевой продукции знаком соответствия. Он подтверждает, что у продукта есть сертификат качества. Также допустимо использовать знак обращения продукции на рынке. Разница объясняется различиями систем сертификации,
В ПП РФ № 1575. опубликованном 27.12.1996 г. говорится, что она этикетках товара привезённого из-за рубежа, должен использоваться русский язык.
ГОСТ Р 51074-2003 — ещё один стандарт, в котором регулируется не только оформление наклейки, но и принцип её производства.
Правила оформления этикеток на продукцию фармацевтической промышленности регулируется Приказом МинЗдрава №206. Он обязывает указывать способ использования фармацевтического товара.
Что нужно знать покупателю об оформлении этикетки
- Продавец по закону обязан предоставить покупателям полную информацию на этикетке или на потребительской упаковке.
- Для разных товарных категорий существует своя обязательная информация.
- Если правила нарушаются, изготовитель или магазин получает штраф.
Наиболее часто встречающиеся нарушения требований:
- оформление этикетки включает данные о продавце, без указания изготовителя;
- включает не всю обязательную информацию, например, отсутствует русский текст;
- присутствуют недостоверные данные, например, недостоверный вес или состав.
Такие нарушения караются крупными штрафами Роспотребнадзора.
Этикетки на продуктах питания
К наклейкам и потребительской упаковке пищевых продуктов — самые жесткие требования, что объясняется значением такой продукции в жизни. Более того, требования в РФ намного более суровы, чем в других странах. Причина этого — необходимость защиты населения от злоупотреблений производителей. Так, например оформление этикеток алкогольной продукции дополнительно регламентируются законом о госрегулировании оборота алкоголя.
Чтобы нормативы для маркировки этикеток на товары не были столь разрозненны, в конце 2003 г. был принят ГОСТ Р 51074¬2003, цель которого — свести все требования воедино.
Изготовление этикеток по ГОСТ должно включать:
- полное наименование, состав, ценность (отдельно — энергетическую и пищевую),
- товарные знаки, сроки годности, ещё множество обязательных пунктов.
У ГОСТа имеются приложения, где требования к содержанию этикетки описываются исключительно подробно, с примерами и комментариями.
Технические регламенты тоже включают в себя ряд требований.
Например, этикетка на товарах с молочной продукцией должна различать собственно молочную и молокосодержащую. Регламент требует информировать и о наличии сухого молока в составе продукта.
Этикетки для непродовольственного товара
Если для продукции необходима сертификация, в оформлении наклейки следует указать все имеющиеся сведения об этом. Этикетки на импортные товары должны содержать данные на русском языке, предоставлять их должен импортёр. Отдельные требования касаются обязательного упоминания о пожароопасности товаров, к которым может быть применена данная характеристика.
Этикетка, её материал и вид не должны приводить к снижению качества самого продукта, при этом наклейкам полагается быть износостойкими.
Специальные требования к этикеткам по группам продукции:
- для одежды и обуви обязательно указывать артикул, цвет, содержание и состав волокон;
- для бытовых товаров: основные характеристики, артикул и марку;
- для парфюмерной продукции: состав, назначение. Наличие противопоказаний, условия применения, информация о регистрации;
- для лекарственных средств: сведения о регистрации, идентификационные номера, даты, правила продажи.
Полнота информации
ФЗ «ОЗПП» обязывает производителей оформлять этикетки способом, характерным для данного продукта. Способ предоставления информации производитель выбирает сам. В законе нет указаний о том, каким образом должна наноситься я маркировка, какой у неё должен быть шрифт и прочие особенности. Правила изготовления наклеек на продукцию указывают только её доступность, чёткость, легко читаемость.