«Умные» этикетки

Понятие «умных» этикеток относительно новое. И учитывая то многообразие функций, которые они выполняют, можно смело утверждать, что за ними будущее. Многообразие форм, размеров и задач, которые они помогают решать, дает возможность использовать «умные» этикетки для разных типов товаров и получать еще больше возможностей. Так что же они собой представляют?

RFID-метки и альтернативные технологии

За последние 5 лет производство «умных» этикеток выросло вдвое. Под понятием «умной» этикетки подразумеваются своего рода устройства, которые несут в себе определенное количество информации, которая может быть записана и считана при помощи специальных устройств или же визуально. В большинстве своем это метки радиочастотной идентификации. Такой тип этикеток способен качественно изменить представление о скорости и особенностях цепочек поставок и управления товарооборотом на складах. Несмотря на то, что такие этикетки уже активно заполоняют рынок, в ближайшие годы ожидается большой скачок их производства, так как в сравнении с привычными видами они обладают куда более широкими возможностями, а технологии производства позволяют выпускать простые виды этикеток относительно недорого. Информационные «умные» этикетки выпускаются по технологии RFID-меток. И они на данный момент наиболее популярные и востребованные на рынке. Появление их как вида спровоцировано рядом факторов, не последним из которых стали законодательные требования к современной этикеточной продукции в качестве информационного поля. Однако даже при этом объемы, с которыми реализуются «умные» этикетки, на порядок ниже, чем изначально прогнозировалось. Несмотря на то, что подавляющее большинство «умных» этикеток – это продукция с RFID-метками, многие относят к ним и другие типы этикеточной продукции.

Некоторые специалисты придерживаются идеи, что «умной» считается этикетка, которая помимо эстетической функции выполняет информационную. Однако с подобным мнением можно не согласиться, так как получается, что под категорию «умных» этикеток попадают все без исключения. Согласно законодательству, любая этикетка должна нести в себе важную для покупателя информацию в текстовой форме. Соответственно, в этом контексте каждая из них может считаться «умной». Однако в более общем понимании «умные» этикетки должны предоставлять расширенную информацию о товаре.

Одни из самых дешевых – этикетки с химическими индикаторами. Значительных возможностей для предоставления дополнительных данных о продукте они не открывают, однако вполне вероятно, что в ближайшие несколько лет их функционал существенно расширится. Загадывать пока рано, так как вполне возможно, что альтернативные «умные» этикетки их попросту вытеснят.

«Умные» этикетки на пищевых продуктах

На данный момент индустрия «умных» этикеток куда более качественно приспособлена к требованиям производственных отраслей, чем это было еще десять лет назад. Технологии производства сделали заметный шаг вперед, что не могло не отразиться на производстве этикеточной продукции во всем мире. Особенно активно этот прогресс наблюдается в Соединенных Штатах Америки и Западной Европе. Однако и на территории Российской Федерации «умные» этикетки активно заполоняют рынок. В первую очередь используются в пищевой и фармацевтической отраслях – там, где наиболее важно донести до покупателя важную для него информацию, а также защитить продукт от фальсификации наиболее надежными способами.

Один из видов «умных» этикеток, которому предрекают большое будущее, — SensorQ. Основная область применения – скоропортящиеся продукты питания. При своей относительной простоте технология способна уберечь здоровье миллионам людей. Дело в том, что покупатель, который видит срок годности и то, что он еще не истек, все равно не может быть уверен, что продукт реально годен к употреблению. Неизвестно, в каких условиях он хранился. Соответственно, он может быть испорчен раньше срока. Технология SensorQ заключается в нанесении на этикетку отличительного знака «Q», что при взаимодействии с микроорганизмами, которые появляются при порче продукта, меняет свой цвет, моментально информируя покупателя о том, что данный продукт уже непригоден. Идентификатор чаще всего используется с мясной продукцией, закрепляется на внутренней стороне прозрачной упаковки, чтобы напрямую контактировать с продуктом. Сам материал экологически безопасен и полностью безвреден для здоровья.

Еще один вид «умных» этикеток, который значительно упрощает выбор качественной продукции, — PakSense TXi. Основное его предназначение – контроль температур. Актуально во время транспортировки и хранения продуктов питания, медикаментов и других товаров, требовательных к температурному режиму. Каждая такая этикетка имеет водонепроницаемую защитную оболочку и уникальный номер для защиты от подделки. Однако такой идентификатор предоставляет информацию исключительно при использовании специальных считывающих устройств. Поэтому как таковой особой пользы среднестатистический покупатель не получает.

Существует и несколько видоизмененная форма описанной выше технологии – PakSense. Этикетка оснащается светодиодными детекторами, которые загораются при несоблюдении температурного режима и сразу же информируют человека об этом. Впервые данная технология была использована в США на производстве мясной продукции. Большого распространения она не получила из-за достаточно высокой стоимости. Однако отрицать, что это крайне полезная разработка, нельзя.

Ситуация с «умными» этикетками в медицинской отрасли

В фармацевтике контроль качества, пригодности товара, а также донесение покупателю необходимой информации играет не меньшую (а порой и большую) роль, чем в пищевой промышленности. Однако в нашей стране развитие «умных» этикеток в фармацевтике все еще на недостаточно высоком уровне.

В США к этому вопросу подходят более серьезно — на законодательном уровне. Согласно предписаниям закона, на каждом лекарственном препарате должна быть уникальная маркировка, любая смена владельца в ходе поставок и перепродаж должна быть отслежена и сохранения в форме электронной записи. Таким образом достигается полная прозрачность поставок, появляется возможность предотвращать любые незаконные действия.

Трудно сказать, насколько популяризация «умных» этикеток положительна для самих производителей. С одной стороны, это плюс, так как за каждую единицу продукции можно получить большую выручку, однако с другой, расходы на производство часто бывают неоправданно высокими, а потеря времени не всегда компенсируется заработанными деньгами. Кроме того, стоит учитывать дороговизну производственного оборудования.

Безусловно, в фармацевтике «умные» этикетки имеют первостепенную важность. Но на данном этапе сложно говорить, как скоро они активно будут применяться на территории Российской Федерации, так как на законодательном уровне этот вопрос пока еще не урегулирован, а сами производители и поставщики не сильно заинтересованы в увеличении собственных расходов. Да и покупатели должны понимать, что в таком случае за медицинские препараты придется платить заметно больше. Однако здоровье, как говорится, важнее.

Предрекать «умным» этикеткам великое будущее можно, но с оговоркой на то, что появятся новые технологии, которые позволят выпускать их дешевле, чем на данный момент. А пока что подавляющее большинство товаров все так же будут иметь стандартную этикетку.

 

Заказать этикетки можно в нашей компании Этикетки24