Водочные этикетки времен перестройки

 Известно, что самые первые в мире прообразы этикеток использовались для оформления именно крепких алкогольных напитков. Археологи обнаружили их на древнегреческих амфорах, возраст которых составлял более 3300 лет. Первая этикетка на бумажной основе была открыта в 17 веке. Ее крепили к сосуду с алкогольным напитком с помощью веревок. В 18 веке этикетка на водку обрела цвет, а с открытием литографии появилась замечательная возможность тиражировать наклейки одинакового дизайна и в необходимом количестве. Именно с этого момента в истории этикеток был переломный период, так как для их создания начали привлекаться креативные дизайнеры и профессиональные художники. Стиль жизни людей и их настроение прямо влияло на формирования образа этикетки в разные периоды истории. Рассмотрим интересный этап в развитии водочной наклейки – период перестройки, который длился с 1985 по 1991 год.

 

Немного фактов

В далеком 1985 году было принято на государственном уровне постановление, которое ввело в стране «сухой закон». На все алкогольные напитки резко повысились цены, и во много раз сократилось их производство. Водку в магазине можно было купить в ограниченном количестве и только по талонам.

Конечно, такие жесткие административные меры спровоцировали огромные очереди, водочный ажиотаж, а самое главное – развитие нелегального производства алкогольных напитков. Такое необдуманное и экономически нецелесообразное решение о мгновенном «отрезвлении» страны, поставило под угрозу развитие спиртоводочной отросли, и всего виноделия в целом. Советская торговля за период антиалкогольной монополии потеряла около 19 миллиардов рублей. Через время наступили новый период в истории водочной этикетки – отмена монополии на торговлю спиртными напитками.

Особенности этикеток русского водочного бренда

Самыми старыми водочными брендами признана водка «Московская особая», «Русская», «Пшеничная», «Столичная». Рассмотрим, как постепенно видоизменялась их этикетка.

Изготовление водки «Московской особенной» – это переломный момент в современном понимании вкусовых особенностей водки, так как до конца 19 века употреблялись только ароматизированные цветные водки, настоянные на ягодах и лекарственных травах. В советский период рецепт этого спиртного напитка был немного видоизменен и его назвали водка «Московская особая».

Водочная этикетка этого отечественного бренда считалась в период перестройки самой узнаваемой в водочном ряду. Основной цвет этикетки – зеленый. Первые наклейки на водке «Московской особой» были горизонтальными, и на белый фон наносилась широкая полоса бледного зеленого цвета. При этом она могла занимать до 60% поля этикетки. Во времена перестройки использовали различные оттенки зеленого – фисташковый цвет, оливковый, зеленый цвет с небольшой примесью желтизны. Через время на этикетку для водки стали наносить позолоченные или бронзовые рамочки и медали. Для оформления не применяли «металл», а использовали дешевую желтую краску.

Для реализации водки за рубеж дизайнеры разработали новую вертикальную водочную этикетку без изменения основного цвета. Надпись на наклейке заключалась в широкую рамку. В ее верхней части была написано название водки на английском языке, а на нижней части помещалась фраза «Русская водка». Во времена перестройки на этих полосках разные производители водки начали писать собственные тексты, видоизменяя установленный стандарт.

Водка «Русская» изначально имела две равноправные этикетки. На первой водочной наклейки изображались три витязя на коне под флагом зеленого цвета. Вторая этикетка на водку «Русская» не отличалась оригинальностью – на белом фоне голубыми буквами, которые стилизировались под старину было выведено название продукта. Надпись на этикетке водки заключалась в золотую широкую рамку.

Следует отметить, что с начала 90-х годов самой популярной и наиболее тиражируемой водочной этикеткой считается наклейка с известной картиной «Три богатыря». Кроме этого, дизайнеры формировали на наклейке и другие образы – жар-птицу, образ медведя или русской тройки. В период перестройки актуальными стали образы царской символики, гербовой орел и корона. Эти наклейки были яркими и эффектными, поэтому особенно нравились потребителю. Также отлично срабатывала и новизна данных образов, так как ее было невозможно использовать в советское время.

Этикетка для водки «Пшеничная» отличалась по тем временам особой красочностью. На наклейке в оригинальной овальной рамке изображался эффектный сельский пейзаж. Во времена перестройки водочная наклейка претерпела незначительные видоизменения. Некоторые производители продукции начали ее декорировать вставками фольги, добавлять сверху и снизу водочной этикетки надписи на английском и русском языке. Вместо золотой ажурной рамки появилась на наклейке тяжелая рубленая окантовка из желтой краски. Что касается вариаций пейзажа, то их было несколько. На одних этикетках для водки «Пшеничная» изображались золотистые колосья, на других – только пшеничное поле.

Водка «Столичная» признана самой известной советской водкой заграницей. На ее этикетки изображалась гостиница «Москва». В 90-е годы некоторые производители начали изображать на наклейках «Столичной» собственные достопримечательные места. Так была выпущена наклейка на водку с памятником Минину и Пожарскому, Триумфальной аркой, Георгием Победоносцем, различными церквями.

Портрет на этикетках – нововведение в период перестройки

Этикетки с персонифицированными картинками были давно популярными в западных странах. Именно в период перестройки на этикетки для водки начали наносить образы знаменитых личностей и политиков. Самая яркая этикетка характерна для водки «Распутин», кроме особого дизайна на ней обязательно указывались точные даты жизни Распутина.

Особенно актуальной среди потребителей была водочная продукция с изображением портретов царей и князей на этикетке – «Петр I», «Владимир Мономах», «Князь Александр» и т.д. На водочные этикетки также наносились герои прошлых лет – Разин, Суворов или Пугачев. Следует отметить, что конкретизация исторических личностей на наклейках водки помогала производителям эффективно бороться за внимание потребителя, а также расширяла их кругозор. Во времена перестройки художественные направления на водочной этикетке приобрели новый смысл и начали активно применяться в политических играх.

Хочется отметить, какие бы преимущества и недостатки не были бы связаны с персонифицированной водочной этикетки, они полностью ломают визуальный традиционный образ русской водки. Название, а отсюда и изображение на этикетке водки теперь не только отражают содержание напитка и место его изготовление. Водочная этикетка – это особенная информационная программа, которая не дает покупателю долго размышлять над правильностью собственного выбора. С помощью качественной этикетки осуществляется мгновенная передача информации и посыл к активным действиям.