Требования законодательства к этикетке

Социологические исследования, которые неоднократно проводились в мире, подтвердили, что почти 50% покупателей в первую очередь обращают внимание на этикетку. Соответственно, информация, которую они получают, должна комплексно отвечать на все важные вопросы: дата производства, срок годности, особенности каждого отдельного продукта и так далее. Во многом на решение о покупке оказывает влияние визуальная привлекательность, однако при этом производители должны помнить, что существует ряд законодательных норм и требований, которым этикетка должна соответствовать.

Только достоверная информация

Актуальность рекламы как неотъемлемой части маркетинговых кампаний не вызывает сомнений. Рыночная экономика без рекламы просто не сможет существовать в двадцать первом веке. Это ключевой элемент управления активностью покупателей, а этикетка – это в некотором роде способ взаимосвязи между покупателем и производителем.

Статья 495 Гражданского Кодекса Российской Федерации ставит перед производителями любой продукции важное требование: предоставление покупателю исключительно достоверной и актуальной информации о продукте, который идет в продажу. Тем не менее, это требование распространяется лишь на розничную торговлю, для которой характерна публичность предложения. То есть, для оптового производства это требование не является актуальным. Что касается вопроса оптовых поставок продукции, то как такового четкого регулирования данного вопроса нет. Спровоцировано это несколькими факторами.

В первую очередь это тот факт, что именно розничные продажи более распространены в настоящее время. Именно они во многом становят основу экономического развития государства. Розничные покупатели – это в определенном смысле менее защищенная сторона отношений купли-продажи, а задача государства – гарантировать им защиту. Второй фактор – фактическая невозможность розничного покупателя повлиять на условия купли-продажи. То есть, изменить поставленную цену он не в состоянии. Соответственно, человек должен четко понимать, что за товар перед ним находится и действительно ли он стоит своих денег. Если нет, потенциальный потребитель имеет возможность выбрать альтернативу.

Основные законодательные акты

Ключевым законодательным актом, которым стоит руководствоваться при создании этикетки, — закон «О защите прав потребителей». Следующие его положения обязательны к исполнению:

  • Обязательные обозначения стандартов и требований, которым обязаны соответствовать товары;
  • Основные данные о потребительских свойствах предлагаемой продукции;
  • Гарантийный срок (если имеется);
  • Правила использования и эксплуатации;
  • Место производства, название производителя и другая информация о производстве, что поможет покупателю обратиться в нужное место при появлении претензий к качеству товара.

Наиболее жесткие требования в законодательстве РФ к этикеткам для пищевых продуктов. Это обусловлено наибольшим спросом именно на продукты питания и их активным влиянием на здоровье человека. Точно так же ситуация обстоит и в других развитых странах.

На данный момент требования к продуктам питания и к этикеткам установлены в ряде законодательных актов:

  • «О защите прав потребителей»;
  • «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»;
  • «О рекламе»;
  • «О техническом регулировании» и ряде других.

Разумеется, такое большое количество законодательных актов и разбросанность их предписаний спровоцировало необходимость систематизации для упрощения работы производителей. С этой целью в 2003 году был утвержден единый стандарт ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования». Он появился в основном за счет того, что предыдущий ГОСТ с тем же названием был отменен. Фактически значительных изменений обновленный документ не получил. Он содержит установленные действующими нормативными актами РФ национальные стандарты.

Основная цель ГОСТа – защита отечественного потребительского рынка от низкокачественной продукции, а также закрепление ряда требований к информации о товаре, которая наносится на этикетку. Помимо того, что ГОСТ регулирует требования для этикеток отечественного производства, он выдвигает ряд требований для импортных товаров. На них в обязательном порядке должна быть нанесена информация на русском языке, которая позволит потребителю узнать все необходимые данные о продукте, чтобы сделать свой выбор. В большинстве случаев с этой целью используются стикеры, на которых имеется перевод с основного языка этикетки на русский.

Ключевая цель информирования покупателя о продукте – обеспечение безопасности здоровья и жизни. Кроме того, правдивость информации на этикетке – главный залог того, что человек не будет введен в заблуждение.

Перечень ключевых требований к этикетке:

  • Читабельное название продукта. Кроме того, оно должно достоверно описывать товар, при возможности раскрывать его особенности, происхождение, давать возможность покупателю быстро отличать его от аналогов. Обратите внимание, что как таковых жестких требований к выбору названия в российском законодательстве не существует. Это скорее список рекомендаций. Тем не менее, даже сами производители заинтересованы в том, чтобы их продукт был узнаваемым и востребованным.
  • Законодательством допускается обозначение «Изготовлено под контролем», после которого указывается название компании или производителя, который берет на себя ответственность за качество продукции.
  • Категорически запрещается нанесение на этикетку информации, которая дает покупателю некорректное представление о продукте или же вводит его в заблуждение. В данном случае товар может быть полностью снят с производства. В первую очередь это касается состава продукта. Все добавки, красители, ароматизаторы и прочие компоненты должны в обязательном порядке указываться на этикетке.
  • Все составляющие элементы в составе расположены в порядке убывания по количеству. Это помогает потребителю лучше ориентироваться, что за продукт перед ним находится и насколько он соответствует его требованиям.

Требования к этикеткам в иных отраслях

Разумеется, не только для продуктов питания установлены свои требования к этикетке. Если это товар, который в обязательном порядке подлежит сертификации, то наличие сертификата должно в быть указано на этикетке. При этом указывается номер сертификата, дата выдачи, срок действия и другая информация о нем.

Как и в случае с продуктами питания, здесь обязательно наличие информации на русском языке. Этим обязана заниматься организация, которая осуществляет ввоз товара на территорию Российской Федерации. Если он поставляется на торговую площадку без информации на русском языке на этикетке, покупатель в праве не принимать его, мотивируя законодательными требованиями.

В том случае, если торговля товаром осуществляется в магазинах беспошлинной торговли, на этикетке в обязательном порядке должно быть обозначение «Только для продажи в магазине беспошлинной торговли».

Если вопрос касается товаров, которые несут определенную опасность для здоровья и жизни человека, информация об этом также должна быть указана: «Огнеопасно», «Беречь от детей», «Избегать попадания в глаза, нос и полость рта» и т.п.

Это далеко не полный перечень требований к современной этикетки, но это – именно та основа, которая поможет производителям лучше понимать, какой именно должна быть современная этикетка, чтобы соответствовать всем требованиям российского законодательства.

Заказать этикетки можно у нас в компании Etiketki24