Печать этикеток: цена за экземпляр
Почему цена за экземпляр падает при увеличении тиража?
В стоимости печати тиража этикеток наибольшую долю составляет стоимость печатного материала — самоклеящейся бумаги или полимерной плёнки. При этом далеко не весь расходуемый материал уйдёт на этикетки, которые получит заказчик. Как так получается?
При подготовке тиража к печати происходит настройка печатной машины — приладка, во время которой прогоняются несколько пробных оттисков, на которых проверяются правильное позиционирование макета, правильная цветопередача и прочие параметры, чтобы отпечатанные этикетки полностью соответствовали желаемому виду. Материал, который расходуется во время приладки, уходит в брак, но он, как вы понимаете, небесплатный. Его стоимость входит в стоимость всего заказа. И чем меньше тираж, тем выше доля расходов на приладку, так как количество материала, необходимое на этот процесс — фиксировано.
Допустим, тысяча этикеток размером 50*50 мм будут отпечатаны на двадцати погонных метрах самоклеящейся бумаги. А на приладку будет израсходовано те же 20 погонных метров. Если стоимость 20 погонных метров материала — 1000 рублей (все числа в этом примере — условные), то тираж обойдётся заказчику в 2000 рублей. А если он заказывает две тысячи этикеток, то тираж обойдётся ему в три тысячи рублей. А при заказе десяти тысяч этикеток, печать тиража будет стоить 11000 рублей. Нетрудно посчитать, что в первом случае стоимость одного экземпляра — 2 рубля, во втором — 1,5 рубля, в третьем — 1,1 рубля.
Так же нетрудно заметить, что по мере дальнейшего роста тиража выигрыш в себестоимости экземпляра будет уменьшаться и в конце концов перестанет иметь значение.
В таком случае, возможно, стоит задуматься о выполнении заказа не на цифровой печатной машине, а на флексомашине. Если не учитывать расходы на приладку и изготовление печатных форм, то флексопечать дешевле цифровой. Беда в том, что расходы на приладку для флексопечати на порядки (буквально) выше.
Процесс флексографии предполагает установку на печатной машине нескольких специально изготовленных для конкретного тиража печатных форм. Приладка включает в себя проверку позиционирования для каждой из них, чтобы не было перекосов. Кроме того, в отличие от цифровой машины, для флексомашины нужно выверить и равномерность прижима печатных форм к материалу. Гораздо сложнее и добиться нужного цвета, ведь каждая краска накладывается отдельной формой.
Длина цифровой печатной машины Konica Minolta AccurioLabel 230 — чуть менее четырёх метров. Длина флексомашины BOBST MASTER M5 — минимум 11 метров, а при установке дополнительных печатных секций (количество таковых нелимитировано) может достигать 50-60 м. Ширину футбольного поля представляете? Вот поперёк футбольного поля как раз и встанет BOBST MASTER M5 с дополнительными печатными секциями. И для того, чтобы сделать пробный оттиск, через такую машину нужно прогнать 50 м материала. Оценить качество, внести коррективы и сделать новый пробный оттиск. И т. д.
В сложных случаях на приладку расходуются погонные километры материала. Сложный случай — это, например, отсутствие у заказчика спецификации с раскладкой по цветам, и наличие вместо неё образца этикетки, когда печатник должен добиться точно такого же цвета методом проб и ошибок.
Так что для достижения выгоды при предпочтении флексопечати перед цифровой, заказывать необходимо тираж, который для изготовления потребует примерно погонного километра самоклеящегося материала, а чтобы наверняка — нескольких километров.
Самый верный способ получить выгодное предложение на печать сколь угодно малого или сколь угодно большого тиража этикеток — обратиться в типографию «Этикетки 24».