Как меняются цены на печать этикеток и что впереди
После известных событий, завершивших февраль 2022 г., на рынке наступил период нестабильности: подскочили цены, исчезли импортные самоклеящиеся материалы, множество заказчиков искали типографии, имеющие расходные материалы в нужном количестве и готовые выполнять заказы на печать этикеток.
В самом начале весны мы писали о причинах роста цен и дали прогноз на ближайшие месяцы. Пора вернуться к этому предмету и разобраться, как обстоят дела сейчас.
Как изменялись цены в течение весны
После падения курса рубля и отказа европейских производителей поставлять самоклеящиеся материалы и расходники в Россию цены резко пошли в рост, который продолжался до конца марта. В конце марта цены достигли пика, на котором продержались примерно полтора месяца. Затем произошло снижение и стабилизация.
На пике цены составляли примерно 200% от уровня середины февраля. После снижения цены стабилизировались примерно на уровне 130-150% от уровня середины февраля. Снижение произошло из-за того, что прояснились перспективы получения импортных материалов на новых условиях, о которых мы писали в начале марта.
Почему цены не снижаются пропорционально укреплению курса рубля
Очень обидное обстоятельство: после укрепления курса рубля цены на импорт не падают. Применительно к нашей отрасли это вызвано следующими причинами:
- Продолжается рост цен по всему миру, вызванный повышением цен на сырьё и энергию, а также последствиями сбоев поставок во время пандемии. Производители красок, флексографических пластин, полимерных плёнок и бумаги продолжают объявлять о повышениях цен. Очередное повышение произойдёт 1-го июня. Единственная хорошая новость — завершилась забастовка работников финского концерна UPM, крупнейшего производителя самоклеящихся материалов. Забастовка продолжалась с первого января до 24-го апреля. Сейчас выпуск продукции UPM Communication Papers, UPM Specialty Papers, UPM Raflatac возобновился и мировой дефицит через несколько месяцев будет преодолён.
- Цены на импорт не снижаются из-за дефицита (проблема с каналами поставки). Поскольку работа импортёров сильно затруднена, они поднимают цены на товар, который им удаётся протащить на наш внутренний рынок.
Как обстоят дела с поставками импортных материалов
Мы давали прогноз, что европейские материалы через некоторое время после объявления санкций будут частично замещены китайской продукцией, а частично будут появляться на рынке через посредников или целые цепочки посредников.
Действительно, поставки китайских материалов начались, первые партии появились в начале мая.
Европейская продукция также просачивается на рынок, потому что санкции — санкциями, а продать свой товар и получить за него денежки — хочется.
Что впереди
Прогнозы делать трудно. Во-первых, политический фактор может снова воздействовать. Во-вторых, насколько надёжны новые каналы поставок, пока неясно. Скорее всего, нынешний уровень цен стабилизировался на ближайшие месяцы и будет расти очень медленно вслед за ростом цен у европейских производителей, который, напомним, никуда не делся.
Как вести себя заказчику
- Ждать снижения цен и откладывать заказ печати — бессмысленно.
- Искать, у кого завалялись старые материалы и расходники, уже поздно. Этот увлекательный вид спорта перспектив не имеет: все сусеки уже выскребли и вымели.
- Если необходимо снижать себестоимость этикетки, нужно искать варианты удешевления за счёт изменения размеров, цветности, перехода на более дешёвый материал и т. п.