Пикассо, Кандинский и Дали на этикетках
В деревне Пойак, Франция, есть коллекция произведений искусства с оригинальными работами самых известных художников за последние 100 лет: Пабло Пикассо, Сальвадор Дали, Доротея Таннинг, Френсис Бэкон, Дэвид Хокни и множество других. Однако произведения искусства были задуманы для невероятно маленького холста — этикетки для некоторых из самых известных (и самых дорогих) бутылок вина в мире.
В 1853 году барон Натаниэль Ротшильд, желая подавать собственное вино своим гостям, покупает Château Brane-Mouton на аукционе. Поместье в Пойаке, в самом сердце провинции Медок, отныне будет носить его имя: Шато Мутон Ротшильд.
Филипп де Ротшильд, правнук барона Натаниэля, берет судьбу поместья в свои руки в 1922 году. Два года спустя он настаивает на том, чтобы все вино, которое до этого доставлялось бордоским виноторговцам в бочках, разливалось в бутылки в замке. В том же 1924 году барон Филипп просит Жана Карлу разработать дизайн этикетки, но эта инициатива, опередившая свое время, не повторяется. Жан Карлу к тому времени несмотря на молодость (он родился в 1900 г.) был уже известным и авторитетным дизайнером плакатов, и выполненная им этикетка показывает, что известность и авторитет вполне заслужены. Баранья голова на этикетке означает принадлежность к замку Мутон (mouton по-французски — баран).
В 1945 году, чтобы отпраздновать победу союзников и отметить свое возвращение в поместье из вынужденной эмиграции, барон Филипп просит художника Филиппа Джуллиана проиллюстрировать этикетку Mouton Rothschild: на бутылках появляется буква «V», обозначающая победу. С тех пор закладывается традиция иллюстрировать этикетку каждого урожая репродукцией оригинального произведения искусства, специально созданного для Mouton современным художником. Вторая жена барона, Полина, писательница и модельер, дружила с рядом художников, включая Сальвадора Дали (который разработал этикетку в 1958 году), Генри Мура (1964), и Марка Шагала (1970) — и каждый год помогала своему мужу найти художника.
С 1945 года бутылки вина Château Mouton Rothschild каждый год украшаются новой этикеткой. Бутылки с коллекцией этих работ были проданы весной 2014 года на аукционах Sotheby’s в Гонконге, Лондоне и Нью-Йорке, а вырученные средства пошли на реставрацию Версальского дворца. В каждом из 75 проданных ящиков было пять бутылок Mouton Rothschild с этикетками художников, которые выставлялись в музее и бывшей королевской резиденции: Джузеппе Пеноне (урожай 2005 года), Бернар Вене (2007), Аниш Капур (2009), Джефф Кунс (2010) и Ли Уфан (2013).
В 1980-х годах дочь барона Филиппа, Филиппин, взяла на себя бразды правления бизнесом и дизайном этикеток. Неукротимая женщина, она посетила режиссера Джона Хьюстона в Мексике в 1982 году, чтобы обсудить создание этикетки; сначала он отказался, но она отказалась уйти, пока он не передумал. (Джон Хьюстон, снявший в 1941 году «Мальтийского сокола», классический голливудский нуар, был на редкость разносторонним человеком: выступал на ринге, разводил лошадей, издавал книги и серьёзно занимался живописью.) После ее смерти в 2014 году ее трое детей взяли на себя выбор художников.
«Это неорганизованный процесс, — говорит Филипп Серей Ротшильд, — который каждый год начинается заново. Мы смотрим на то, что люди делают, что они создают, как работают, а затем сводим все к нескольким именам и связываемся с ними».
Жюльен Ротшильд, который обычно является основным контактным лицом для художников, отправляет каждому информацию о виноградниках, прошлых этикетках и объектах в музее винодельни, в котором хранятся произведения, подобные древнегреческому сосуду для вина и голландскому гобелену 16-го века. Однако он не дает никаких указаний относительно конечного результата.
«На самом деле им решать, что они хотят создать», — говорит Филипп.
Для этикетки 2010 года Кунс модифицировал помпейскую фреску, изображающую рождение Венеры, наложив на нее серебряные линии, образующие чашу — символ вина и женственности. Три года спустя Ли Уфан создал задумчивую малиновую блямбу, простота которой, объясняют нам искусствоведы (чтобы мы без них делали!) контрастирует со сложным фруктовым и пряным вкусом вина с нотками кофейных зерен, ванили и шоколада.
«Ли Уфан, живописец, художник и философ корейского происхождения, родившийся в 1936 году. Он любит натуральные материалы и простые формы, он создает завораживающий эффект, способствующий медитации, переплетая свои чары с искусством. большой интенсивности, гармонии и сдержанности. В его работе для Мутона изначально нерешительный пурпур рисунка постепенно достигает своего полного богатства, точно так же, как великое вино терпеливо доводится до воплощения в волшебном чане винодела.» Так пишут художественные справочники. Если вас блямба не завораживает, вы просто невежественный дикарь!
Каждая работа, которая становится этикеткой, выставляется в замке, в галерее, открывшейся в 2013 году. И что делает коллекцию такой особенной, как отметил Филипп Серей, так это то, насколько разнообразны интерпретации художников.
Знаменитый английский портретист Люсьен Фройд (1922-2011) родился в Берлине и является внуком основателя психоанализа. Спасаясь от нацистской Германии, отец привез его в Лондон в 1933 году, а в 1939 году он стал гражданином Великобритании. В 2008 году одна из его работ была продана по самой высокой цене, когда-либо достигнутой живым художником. «Для Mouton 2006 Люсьен Фрейд выбрал радостную экзотическую трансформацию удовольствия от выпивки, в которой виноградник превращается в растущую пальму, а винодел — в радостно ожидающую зебру,» — объясняют нам искусствоведы. Зебра радостно предвкушает пожирание пальмы, всё понятно.
Скульптор, живописец Аниш Капур, гражданин Великобритании индийского происхождения, родился в Мумбаи (Бомбей) в 1954 году. Он поселился в Англии в 1972 году, завершив учебу в Художественном колледже Хорнсби и Школе искусств Челси. В начале 1980-х простые формы и яркие цвета его первых скульптур сразу же завоевали признание. «Как ведущий деятель современного искусства, Аниш Капур был удостоен самых почётных премий, в том числе Премии Тернера в 1991 году. Его работы выставлены в ведущих музеях мира и в престижных общественных местах, таких как Рокфеллер-центр в Нью-Йорке. Йорк. Его Левиафан в Большом дворце в Париже в 2011 году привлек тысячи посетителей, и ему было поручено создать символическую скульптуру для Олимпийских игр в Лондоне,» — мы должны признаться, что если бы гражданин Капур не мог предъявить справки, что он ведущий деятель современного искусства, то мы бы ни за что не догадались, что чёрный волосатый объект на фоне топки — произведение искусства. Но теперь мы знаем, что «суровая и яркая гуашь, которую он создал для Mouton Rothschild 2009, выражает плодородную силу растительной жизни, результат интенсивного столкновения материи и света.»
Добавим несколько этикеток, которые могут примирить с существованием современного искусства, пока кто-нибудь не вызвал колонну бульдозеров.
Напоследок наше любимое. Руфино Тамайо — индеец племени сапотеков и один из самых известных мексиканских художников ХХ века. Правда же, симпатяга?
«Я думаю, что очарование… и фантазия этой коллекции в том, что она не полностью ориентирована на то, кто является лучшим художником своего времени», — говорит Филипп. «Это те, кто нам нравится, те, кого мы хотим видеть на этикетке… и люди, которые хотят что-то сделать для Mouton».
Если вы хотите поместить на свои этикетки высокое искусство, обращайтесь в типографию Этикетки24 — уж наши дизайнеры управляются с линейкой и циркулем точно не хуже Кандинского!