Десять лет назад технологический процесс лакирования печатного оттиска отличался примитивностью и ограничивался нанесением на поверхность только масляных или спиртовых лаков с помощью специальной машины. Сегодня ситуация резко изменилась и лакирование этикеток уже выполняет ряд важных функций. При этом техническая оснащенность полиграфии соответствует всем мировым нормам и стандартам.
Преимущества лакирования этикетки
Блестящая наклейка, прикрепленная к продукции, не только привлекает внимание потенциального покупателя, но и выполняет другие важные задачи:
- повышает прочность этикетки к любому механическому воздействию и к истиранию;
- увеличивает срок эксплуатации этикеточного материала;
- защищает от перетискивания (перехода красочного слоя с одной этикетки на другую);
- улучшает устойчивость оттиска к различным химическим реагентам и влажности;
- повышает матовость или глянцевость поверхности запечатываемого материала, изменяя его оптические свойства;
- улучшает на оттиске контраст визуальной картинки и текста.
Особенности УФ-лака
Одним из этапов послепечатной обработки является УФ-лакирование, благодаря которому поверхность этикеточного материала приобретает красивый глянец и эффектный блеск. В состав жидкой композиции УФ-лака входят акриловые смолы и жидкие полимеры. За счет реакции фотополимеризации на поверхности материала происходит его закрепление. Этот материал, кроме декоративного эффекта, обладает рядом других преимуществ:
- стойкостью к истиранию;
- высокой степенью прозрачности и глянца;
- не вступает в реакцию с агрессивными химическими соединениями;
- быстрым высыханием;
- образует устойчивый и прочный лаковый слой;
- может сохнуть под действием специального излучения;
- не требует в работе использование противоотмарочного порошка;
- дает многогранные технологические возможности;
- высокой экономичностью, ведь «сухой остаток» приближен к 100%.
Мгновенное закрепление УФ-лаков дает возможность полиграфическим компаниям достичь отличной производительности лакирования. Его скорость может ограничиваться только функциональностью аппаратуры и характерными особенностями запечатываемого материала. Этот лак также можно наносить на сухие или сырые оттиски при печати офсетным способом.
Ультрафиолетовый лак – неидеальный материал, поэтому имеет и отрицательные стороны:
- сильный характерный запах, который может сохраняться на протяжении месяца;
- высокая цена на сушильные аппараты и сам лак;
- возникают сложности в ходе его нанесения в классические печатные машинки на свежеотпечатанный оттиск;
- при попадании на кожу вызывает различные аллергические реакции;
- обладает низкой адгезией к краскам масляного типа;
- в ходе сушки выделяет опасный для здоровья человека озон.
Сегодня на рынке лакокрасочных материалов представлен разнообразный ассортимент УФ-лаков. Их производят для различных способов печати этикеточного материала:
- офсетного;
- высокого;
- флексграфского;
- трафаретного;
- глубокого.
УФ-лаки выпускают также для применения их в специфических лакировальных машинах.
Следует отметить, что в ходе лакирования этикеток могут применяться специфические лаки:
- с разнообразными текстурными добавками;
- глянцевый;
- с эффектом падающих капель или ледяной изморози;
- с эффектом визуального объема и рельефностью;
- матовый;
- с имитацией драгоценных камней;
- с различными ароматическими добавками;
- с глиттерным пигментом, которые отличаются широкой цветовой гаммой.
Технология покрытия этикеток УФ-лаком
Суть УФ-лакировки заключается в нанесение на поверхность основания материала специального лакового покрытия, которое выполняет декоративную и защитную функцию.
В основе этого технологического процесса лежит особенность фоточувствительных смесей переходить в твердое состояние под воздействием УФ-излучения за считанные секунды. Так на участок обрабатываемой поверхности этикетки наносится специальная смесь, которая под силой излучения преобразуется в стойкое и эффектное покрытие.
Специалисты на практике используют две технологии покрытия поверхности лаком:
- сплошное – когда нужно придать поверхности матовость или блеск;
- выборочное – применяется для выделения отдельных элементов картинки или текста и может наноситься не на всю поверхность материала.
Кроме этого, применение в производстве этикеточного материала специфических лаков позволяет получить оригинальный внешний вид поверхности. Так, флуоресцентный лак позволит поверхности наклейки светиться в темноте, а термохромный лак поможет картинке проявиться при определенном температурном режиме.
Следует отметить, что УФ-лакирование может применяться к уже заламинированной поверхности. При этом на нее наносится матовая пленка, а затем она выборочно покрывается лаком с эффектом глянца.
УФ-лаки классифицируются на лаки с низким и высоким уровнем вязкости. Последние, перед нанесением на форму, рекомендуется тонко и равномерно раскатать. В связи с этим, дополнительно применяется оборудование с раскатной группой.
Для лаков с низкой вязкостью применяется специальное оборудование с одним или двумя валиками, для которых характерна гладкая или растрированная поверхность.
Основные материалы для лакирования
Кроме лака в лакировании задействованы – бумага, пленка, краска, противоотмарывающий порошок.
Важно, что внешние параметры готовой печатной продукции во многом зависят от уровня качества бумажной основы. При этом следует учитывать, что для УФ-лакирования не подойдет бумага:
- пористая с шероховатой поверхностью;
- немелованная;
- любой материал плотностью меньше 70 г/м2.
- очень пересушенная;
- влажная.
При лакировании специальных основ рекомендуется сделать пробный тираж.
Следует также учитывать, что лакирование некоторых видов красок требует особого внимания:
- приобретайте быстрозакрепляющиеся краски;
- на краски масляного типа не наносите лак без грунтовочного покрытия;
- не вносите какие-либо добавки, изготовленные на основе парафиновых соединений.
Защищает оттиск от отмарывания и эффекта перетискивания специальный противоотмарывающий порошок, который не дает возможность формировать ровную пленку лака, поэтому перед процессом лакирования рекомендуется снять его с поверхности оттиска.
В процессе выбора порошка учитываются параметры частиц и свойства химического соединения, из которого он произведен. В зависимости от особенностей его основы он может характеризоваться разнообразными свойствами. Так порошки, изготовленные на основе сахара, приносят минимум трудностей для дальнейшей обработки оттисков, чем крахмальные порошки, которые сильно загрязняют аппаратуру.
Что касается выбора пленочного материала для лакирования, то большое количество пленки запечатывается с помощью флексографии или глубоким способом, что дает возможность учитывать все недостатки, относящиеся к этим технологиям печати.