Послепечатная обработка
Все производители товаров стремятся к тому, чтобы их этикетка на продаваемой продукции была запоминающейся, красочной, а также выгодно выделялась на фоне аналогичных товаров. Для этих целей используются различные способы профессиональной послепечатной обработки наклеек. Рассмотрим их особенности более детально.
Вырубка наклеек
Этот способ послепечатной обработки используется для придания наклейкам сложной формы и индивидуальных размеров. Процесс вырубки может осуществляться благодаря:
- плоским штампам;
- ротационной высечке;
- вырубки с применением лазера.
Рассмотрим принцип каждой технологии более детально.
Наиболее распространенная технология – вырубка этикеток с помощью плоских штампов. Этот способ имеет ряд недостатков:
- низкая производительность;
- многие операции выполняются только вручную;
- невозможно вырезать нестандартные формы.
Ротационная высечка этикеток по производительности намного выше предыдущей технологии и отличается:
- высоким качеством вырубки;
- автоматизацией многих операций.
Особую роль в этом процессе играет заточка, которая выполняется вручную. С помощью специальных высечных ножей формируется любой контур этикетки. От правильной установки в машинах цилиндров противодавления зависит качество обработки этикетки.
Наиболее популярной технологией признана лазерная вырубка этикеток, которая применяется с использованием цифровых печатных машин. Основными достоинствами такой вырубки являются:
- чистый и качественный рез, который характерен даже для толстых материалов;
- невысокая стоимость производства единичных наклеек;
- возможность резки нестандартных контуров и размеров.
Следует отметить, что уровень качества лазерной вырубки зависит от:
- особенностей и состава материала;
- качества ножей;
- профессионализма трудового персонала.
Особенности ламинирования и лакирования этикеток
Еще один способ послепечатной обработки этикеток – ламинирование, суть которого заключается в приклеивании прозрачной пленки к оттиску. Ламинирование наклеек имеет ряд преимуществ:
- улучшается внешний вид конечного изделия;
- увеличивается стойкость к агрессивному воздействию среды, деформации и к стиранию;
- поверхность предохраняется от любых загрязнений;
- повышается прочность.
Ламинирование актуально также в случаях, когда этикетки систематически подвержены механическому воздействию.
Сам производственный процесс ламинирования делится по:
- месту нанесения адгезива, который упрощает и ускоряет работу;
- особенностям адгезива (сухой или мокрый) во время ламинирования.
Для ламинирования этикеток используется особый клей с хорошей прозрачностью и высокими адгезионными свойствами. Если выполняется мокрая ламинация, то производители этикеток используют клеевую основу, которая после высыхания теряет липкость. При сухом процессе ламинирования актуальна термически активируемая клеевая основа с постоянной липкостью.
Кроме этого, в технологическом процессе используются следующие адгезивы:
- УФ-клей;
- термоклей;
- водный клей;
- клей на основе растворителей органического происхождения;
- каталитический клей.
Основным оборудованием для ламинирования стикеров являются:
- постоперационные ламинаторы – применяются для любого тиража наклеек;
- промышленные листовые или рулонные ламинаторы – используются для среднего или большого тиража стикеров.
Лакирование этикеток также улучшает их внешний вид и защищает от разнообразных механических воздействий. Данный процесс осуществляет благодаря заполнению поверхностей оттиска глянцевым лаком. Наилучший глянец получается при использовании специальных лаков с УФ-отверждением.
Что такое тиснение фольгой
Этот способ послепечатной обработки является достаточно популярным, так как в результате получается наклейка эксклюзивного и презентабельного вида с четкими контурами. На данный момент выделяют тиснение холодное и горячее.
Первый тип тиснения дает возможность в разы улучшить оформление этикеток без ощутимого повышения ее себестоимости. В ходе такого способа тиснения осуществляется приклеивание к специальной поверхности металлизированного слоя фольги. Сам процесс состоит из таких этапов:
- нанесение клеящей основы;
- сушка;
- процесс ламинации;
- отделение материала и фольги.
Холодное тиснение характеризуется следующими преимуществами:
- не используются нагретые штампы;
- покрытия могут наноситься на термочувствительные основы;
- высокий уровень производительности;
- экономически выгодное для большого тиража;
- отличная точность приводки картинки.
Среди недостатков такого типа тиснения отмечается растискивание клея с последующим ухудшением разрешения тиснения. Конечный результат тиснения зависит не только от характеристик печатной машины, но и от свойств используемого лака. Через несколько суток происходит полное закрепление фольги на поверхности. Сверху ее могут покрывать лаком или специальной пленкой.
В ходе выполнения горячего тиснения применяется специальный краситель, металлизированный слой и нагретое клише. Для получения высококачественного оттиска производитель должен выбирать только фольгу лучшего качества с высокой светостойкостью, а также с высокой механической и химической устойчивостью. При этом ассортимент фольги для тиснения достаточно многообразен:
- глянцевая;
- матовая;
- цветная;
- текстурная;
- голографическая;
- перламутровая;
- серебристого или золотистого цвета.
Технология горячего тиснения способна предать металлический блеск и рельефность этикетке. Однако не может отображать оттенки, полутона и плавные переходы. Тонкие линии и мелкие детали также плохо воспроизводятся.
Специалисты считают, что рациональная область применения для холодного тиснения – этикетки на сыром клее и самоклеящиеся этикетки рулонного типа. При этом можно использовать различные виды пленок и бумагу без покрытия или с ним. Горячее тиснение лучше всего подойдет для этикеток с бумажной основой.
Конгрев и его особенности
Еще один вид послепечатной обработки – конгрев, который также называют рельефным тиснением. Этикетка после такой обработки принимает эффектные рельефные формы за счет локального сжатия материала между контрштампом и штампом, который нагрет до определенной температуры. Первооснователем этой технологии считается конструктор из Англии – У. Конгрева.
Конгревное тиснение классифицируется по:
- способу нанесения красящих веществ – окрашенное и слепое;
- по принципу нанесения картинки – комбинированное, много-и одноуровневое;
- без применения и с применением фольги.
Для конгревного тиснения клише используются самые дешевые полимерные клише, также могут применяться магниевые, медные, латунные и цинковые. От качества клише зависит внешнее оформление и вид этикетки. Матрица и пуансон также должны подходить друг другу по всем основным параметрам.
Таким образом, доступные и разнообразные технологии послепечатной обработки помогут придать этикетки яркий и неповторимый стиль!